|
|
Как
вести себя в
церкви.
Церковь
- место
присутствия
Божия, и
пребывать в
ней следует
с
благоговением
и любовью.
Войдя в нее,
осени себя
крестным знамением
и соверши
три малых
поклона, помня,
что в алтаре,
на престоле,
в Святых
Дарах, таинственно
и действительно
пребывает Сам
Господь.
Затем
произнеси
краткую
молитву,
например:
«Боже, милостив
будь ко мне,
грешному.
Создавший
меня, Господи,
помилуй
меня.
Господи
Иисусе
Христе, Сын
Божий,
молитв ради
Пречистой Твоей
Матери и
всех святых,
помилуй нас.
Аминь.» После
этого
благоговейно
соверши
малые поклоны
перед
иконами
Господа
Иисуса Христа,
Пресвятой
Богородицы
и святых...
Свечи тоже
желательно
ставить до
начала
службы, во
всяком
случае не
подобает
ставить их
во время
чтения
Евангелия и
литургии
верных (от
пения
Херувимской
до
причащения Св. Даров).
Находясь
в церкви, не
следует
здороваться
со
знакомыми
за руку,
беседовать
и переходить
с места на
место. Лишь, в
крайнем
случае, можно
тихо
сказать то,
что
относится к
богослужению.
Если
начинается
служба, стань
на
определенное
место и
сосредоточенно
слушай
чтение и
песнопения.
Не следует проходить
между
царскими
вратами и
находящимся
посредине
церкви
аналоем с
иконой. Когда
проходишь
перед
аналоем,
соверши малый
поклон,
осеняя себя
крестным
знамением. Когда
священнослужитель
осеняет
присутствующих
в церкви
крестом, или
Евангелием,
или крестом,
или Чашей,
или св.иконой,
крестись,
наклонив
голову.
Преклонять
голову
надлежит во
время
чтения св.
Евангелия, а
также когда
священнослужитель
призывает
к этому,
совершает
каждение
или
благословляет.
В церкви во время
богослужения
полагается
стоять. Сидеть
можно по
немощи или
болезни,
когда не совершаются
главные
священнодействия
..."
(из
Молитвослова,
изд."Истина",
Париж,1947г.)
Когда
в церкви
идут
громкие
разговоры,
это очень
мешает тем,
кто
старается
вникнуть в слова
богослужения
и тем, кто в
это время
пытается
«собрать
душу» к
исповеди. Не
только
громкие
разговоры нарушают
храмовой
покой.
Нередко
бросается в
глаза, что во
время
богослужения
— даже во
время его
важнейших
моментов —
некоторые
(особенно
молодежь)
стоят в
храме с
руками в
карманах
или
переходят с
одной
стороны церкви
на другую,
перед
читающими
чтецами или
священниками
или сидят на
скамейке со
скрещенными
ногами. Это
абсолютно
не допустимо.
Родители
иногда дают
целую
просфору
даже совсем
маленьким
детям,
которые
крошат ее по
всем полу;
люди ходят
по этим
крошкам и невольно
топчут
священный
хлеб. Не
лучше ли
родителям
самим
давать
своим детям
по кусочку
просфоры и
следить за
тем, чтобы
они не
крошили.
Иногда дети
приходят в
церковь с жевательной
резинкой во
рту. Просим
родителей
внушить
своим
ребятам, что
делать это
совершенно
недопустимо.
Для
сохранения
благолепия
в храме
напоминаем
о
нескольких
правилах внешнего
молитвенного
поведения:
1. Приходить
в церковь
надлежит к
началу богослужения.
2.
Входящий
в храм
осеняет
себя трижды
крестным
знамением.
3. Не
следует
задерживаться
при входе в
храм, так как
этим
затрудняется
вхождение
другим
богомольцам.
Желающим
вносить в
кассу членские
взносы и
вести
другие
денежные дела
(за
исключением
покупки
свечей),
следует делать
это либо до,
либо после
богослужений,
но ни в коем
случае во
время
Божественной
службы, так
как это
нарушает
порядок и
благолепие
дома Божия.
4. Древний
церковный
обычай
устанавливает
стояние
мужчин на
правой
стороне, а
женщин — на
левой.
5. В
храме Божием
не
допускаются
разговоры
ни во время
богослужения,
ни по
окончании
его.
6. В
церкви
излишни
рукопожатия,
а целование рук
у женщин
совершенно
недопустимо.
7. Верующие
приходят в
храм в
одеянии,
соответствующем
их полу. То, в
чем
позволительно
ходить на
улице или на
пляже,
совершенно
неприемлемо
в церкви. Ни в
коем случае
нельзя приходить
в таком виде
на
богослужения.
Нескромная
одежда
нарушает
благолепие
храмовой
обстановки.
Женщинам
непозволительно
присутствовать
на службах в коротких
платьях
(выше колен), в
брюках, или в
нарядах с
открытыми
плечами и
руками. Молодым
людям и их
родителям
мы
напоминаем,
что нельзя
приходить в
храм в
майках
(особенно с
крикливыми
лозунгами
или
изображениями
кумиров поп-культуры
и т.п.).
Ребятам
старше 7 лет
нельзя
показываться
в храме в
шортах.
8. Опоздавшие
к началу
богослужения
должны спокойно,
не толкая молящихся,
проходить
вперед.
9. Не
следует
передвигаться,
покупать и
ставить
свечи и
прикладываться
к иконам во
время
следующих
наиболее
важных
моментов
богослужения:
На
Литургии:
1.
На
малом (с
Евангелием)
и великом (с
чашей)
входах.
2.
При
чтении
«Молитвы о
спасении
России».
3.
Во
время
чтения
Апостола и
Евангелия.
4.
Во время
пения
Херувимской
песни (от
слов: «Иже
херувимы
тайно
образующие»
до конечного
троекратного
пения «Аллилуия»).
5.
Во время
евхаристического
канона (от
возгласа:
«двери,
двери, премудростию
войдем» в
продолжение
пения
Символа
Веры:
«Верую во единаго
Бога», в
продолжение
всего
канона,
когда поется
«Милость
мира» до
окончания
песни Богородице:
«достойно
есть». Это
самый благоговейный
момент
литургии — в
продолжение
всего этого
времени не
может быть
никаких
хождений по
храму или
тушения
свечей.
6.
При
пении «Отче
наш...»
На
всенощном
бдении:
7.
При
входе
священника
или диакона
с кадилом на
вечерне.
8.
При
чтении
Шестопсалмия.
В это время
запрещается
тушить или
ставить
свечи (когда
весь
электрический
свет в храме
тушится).
9.
При
выходе
священника
со Св.
Евангелием
и во время
чтения
Евангелия.
10.
При
пении «Честнейшую
Херувим...» и
Великого
Славословия
(«Слава в
вышних
Богу»).
Правильная
исповедь.
До
исповеди
каждый
должен
постараться
привести на
память все
свои грехи,
какие кто сделал
вольно или невольно,
должен
внимательнее
проследить
жизнь свою,
чтобы, если
можно,
припомнить все
грехи, не
только
сделанные
после прошлого
дня
исповеди, но
и давние, по
забвению не
исповеданные.
Потом, с
умилением и
сокрушением
сердца
приступи ко
Кресту и
Евангелию и
начинай
исповедовать
грехи свои.
1. Исповедуй
грехи свои
откровенно,
помня, что
рассказываешь
их не
человеку, а Самому
Богу,
который уже
и так знает
твои грехи,
но только
хочет
твоего
признания в
них. И
духовного
твоего отца
стыдиться
нечего: он
такой же
человек, как
и ты, он
хорошо знает
немощи
человеческие,
и удобопреклонность
человека ко
греху, а
потому
духовный
твой отец на
исповеди не
может быть
твоим
судьей. Но ты стыдишься
духовного
отца, не
потому ли,
что опасаешься
потерять
его доброе о
тебе мнение?
Напротив,
духовный
отец, если
тебе только
приятно его
о тебе
доброе
мнение, видя
твою
искреннюю
исповедь, гораздо
большую
будет
питать
любовь к
тебе. Притом,
если ты стыдишься
и боишься
открыть
свои грехи
перед одним
духовником,
то как
перенесешь
тот стыд,
когда
явишься на
страшный
суд Божий,
где твои
грехи, если
не
очистишься
от них истинным
покаянием,
откроются
перед Самим
Богом,
ангелами и
всеми
людьми,
знакомыми и незнакомыми?
2. Исповедуй
все грехи
свои
подробно, и
каждый грех
отдельно. Св.
Иоанн Элатоуст
говорит: «Не
только
должно
сказать;
согрешил,
или грешен есмь, но и
каждые виды
грехов
должно
изъявить», т.е.
нужно
назвать
каждый грех.
«Обнаружение
грехов»,
говорит св.
Василий
Великий, — «подлежит
тому же
закону, как и
объявление
телесных
немощей...»
Грешник
есть душевно-больной,
а отец
духовный
есть врач,
или лекарь:
следовательно,
надо
исповедовать,
или рассказывать
свои грехи
духовному
отцу так же,
как телесно
больной
рассказывает
врачу свои
болезни,
желая через
него
получить исцеление.
3.
Не
вмешивай в
исповедь
других лиц,
не жалуйся
ни на кого, а
то какая же
это исповедь?
Это не
исповедь, а
осуждение:
значит, новый
только грех.
4.
Не
старайся на
исповеди
оправдывать
себя
каким-либо
образом,
как-то:
немощью,
обычаем, и т.д.
На исповеди,
кто, чем
более себя
оправдывает,
тем менее
будет Богом
оправдан, а
чем кто
более себя
обличает,
осуждает и
обвиняет,
тем более
будет Богом
оправдан.
5.
Не
говори,
когда о чем
спросит
духовный
отец: «Не
помню, может
быть и в этом грешен»:
Бог велел
нам всегда
помнить
свои грехи; а чтобы
не
оправдываться
забвением, мы
должны
исповедоваться
как можно
чаще, ибо те,
кто по нерадению
своему,
говеют
редко и
таким образом
забывают
свои грехи, в
этом сами
виноваты, а
потому не
могут
надеяться
на отпущение
грехов,
которые ими
не
исповеданы.
Поэтому
непременно
мы должны
постараться
вспомнить
свои грехи.
Когда нам
кто бывает
должен, мы
твердо
помним долг,
а свои долги
Господу
забываем! Не
является ли
это с нашей
стороны
крайней
беспечностью
и
нерадением
о душе?
6.
Без
вопроса
духовного
отца сам не
говори о том,
в чем ты не
грешен, или
чего ты не
делал. Это
значит, подобно
евангельскому
фарисею,
только
хвалиться, а
не
исповедовать
свои грехи, и
потому только
увеличивать
свое
осуждение.
7.
Нужно
исповедоваться
со скорбью и
сокрушением
сердечным о
грехах,
коими мы
оскорбили
Господа
Бога. Не
хорошо
рассказывать
свои грехи с
явным
хладнокровием
и без всякого
сожаления,
как будто
это
какой-либо обыкновенный
разговор: а
еще хуже,
когда многие,
исповедуясь,
позволят
себе даже
усмехаться.
Все это
признак
нераскаянности:
а
исповедуясь,
таким
образом, мы
не очищаемся
от грехов, а
еще
увеличиваем
их.
8.
Наконец,
исповедуй
грехи свои с
верой в Иисуса
Христа, и
надеждой на
Его
милосердие. Ибо
только
веруя в
Иисуса
Христа и
надеясь на Него,
мы можем
получить
прощение
грехов, а без
веры никак
не можем
получить
прощение.
Примером
сему — Иуда
предатель.
Вот
каким
образом,
необходимо
нам исповедоваться,
чтобы
получить от
Господа
Бога прощение
в грехах.
«Если исповедуем
грехи наши,
то Он, будучи
верен и
праведен, простит
нам грехи
наши и
очистит нас
от всякой неправды»
(1 Иоан. 1, 9).
Молитвенное
приготовление
к Причастию.
Из
всех дней в
жизни
христианина,
самый счастливый
— это день,
когда мы
достойно, с
полным
вниманием и
подготовкой
принимаем
Святое
Причастие.
Мы на
исповеди
омыли себя
от всех
грехов, открыли
Господу всю
свою душу и
приняли в
свой душевный
дом Святого
Небесного
Гостя — Господа
нашего
Иисуса
Христа,
Который
сказал: «тот,
кто ест Тело
мое и пьет
Мою Кровь во
Мне
пребывает
и Я в нем».
Чрезвычайно
важно в день
причастия
сознавать,
что мы делаем
и, участвуя в
страшном
Таинстве,
понимать
какую
ответственность
на себя
берем. Принимать
Божественного
Гостя
небрежно,
без должного
внимания —
это значит
осудить себя. да не
будет так!
Вот минимум
того, что
необходимо
сделать,
чтобы
получить
духовную пользу:
1.
Исповедоваться
накануне
Литургии,
чтобы дать
себе и
духовнику
время для
правильного
исполнения
исповеди.
Если исповедоваться
приходится
утром, то
следует придти
в храм
заблаговременно,
до начала
Литургии. У
священника
можно
получить
листовку
«Краткая
исповедь
перед
духовником».
Возьмите
себе
экземпляр и
храните у себя
дома. Перед
исповедью
прочтите
листовку
дома, чтобы
припомнить
совершенные
грехи или
принесите
ее на
исповедь.
2.
Прочесть
молитвенное
правило
перед Святым
Причащением.
Это правило
можно найти
в обычном
молитвослове.
Правило
состоит из
ряда
псалмов, канона
и молитв
перед
причащением. Для
особо ревностных,
можно
присовокупить
к этому
правилу
канон Иисусу
Сладчайшему,
канон и
акафист
Пресвятой
Богородице
и канон
Ангелу-Хранителю.
Эти
молитвословия
можно найти
в том же
православном
молитвослове.
3.
В
день
Причастия
необходимо
прийти в
храм к
началу
Литургии и
натощак, т.е.
воздерживаться
от пищи и
пития, а
также от
курения, с предыдущей
полуночи.
Пришедшие в
церковь с
опозданием,
не могут
приступить
к Св. Чаше.
4.
Просим
прихожанок
следить за
тем, чтобы не
приобщаться
с
непокрытой
головой и с
накрашенными
губами.
5.
Перед
приближением
ко Св.
Чаще, руки на
груди складывать
крестообразно.
6.
Произнести
внятно,
отчетливо
свое православное
имя, данное
во св.
Крещении,
достаточно
широко
открыть рот.
7.
После
Причащения
прочесть
благодарственные
молитвы.
Эти молитвы
всегда
читаются в
церкви, обычно
во время
прикладывания
к св. Кресту.
Причастники
собираются
с правой или
левой стороны
храма и
вместе
слушают
молитвы и только
по
окончании
молитв сами
подходят к кресту.
Пища
Тайной
Вечери, есть
Небесная
пища нашего
восстановления,
Нового
Завета между
Богом и
человеческим
родом.
Советы
молодоженам,
идущим в храм
Чтобы
венчание
стало
подлинным
праздником,
запоминающимся
на всю жизнь,
необходимо
заранее
позаботиться
о его
организации:
- в
первую очередь,
согласовать
место и
время
совершения
таинства;
- в
церквах, где
предварительная
запись отсутствует,
молодожены
договариваются
о совершении
таинства
непосредственно
в день
свадьбы. При
этом
устанавливается
приблизительное
время
венчания;
-
также можно
договориться
и с
конкретным
священнослужителем;
- в
церкви
понадобится
свидетельство
о браке,
поэтому
регистрация
брака в ЗАГСе
должна быть
раньше
венчания;
- в
первые века
христианства
венчание
совершалось
непосредственно
за
божественной
литургией.
Сейчас
этого не
бывает, но
совместное
причастие
перед
началом
супружеской
жизни исключительно
важно.
Поэтому
молодоженам
необходимо
исполнить
все
необходимое
для причащения:
пост,
молитву,
взаимное
прощение;
-
молодоженам
нужно
приходить в
храм в день свадьбы
к началу
службы,
ничего не
есть, не пить
и не курить
накануне, с 24
часов ночи;
- в
храме жених
и невеста
исповедуются,
молятся за
литургией и
причащаются
Святых Таинств.
После этого
обычно
около часа
идут молебны,
панихиды и
отпевания.
За это время
можно
переодеться
в
венчальные
одежды (если
в храме есть
помещение
для этого);
-
присутствие
друзей и
родственников
молодоженов
за
литургией
желательно,
но, в крайнем
случае, они
могут
прийти к
началу
венчания;
-
делать
фотографии
и снимать
видеокамерой
разрешается
не во всех
храмах:
лучше
обойтись
без этого,
сделав
памятную
фотографию
на фоне храма,
после
совершения
таинства;
-
обручальные
кольца надо
заранее
отдать венчающему
священнику,
чтобы он
освятил их возложением
на престол;
-
возьмите с
собой кусок
белого
полотна или
полотенце.
На нем
молодые будут
стоять;
- у
невесты
непременно
должен быть
головной
убор – фата
или платок;
косметика и
украшения –
или
отсутствуют,
или в
минимальном
количестве;
-
обязательны
нательные
крестики
для обоих
супругов;
- по
русской
традиции
всякая
супружеская
пара имеет
свидетелей,
организующих
брачный пир. Пригодятся
они и в храме
– держать
венцы над
головами
новобрачных;
-
свидетели
должны быть
крещенными;
-
церковный
устав
запрещает
венчать
несколько
пар
одновременно,
но на практике
такое
бывает.
Разумеется,
каждой паре
хотелось бы
венчаться
отдельно. Но
в таком
случае таинство
может
затянуться
надолго ( продолжительность
одного
венчания 30-40
минут) если
молодожены
готовы
ждать, пока
не перевенчают
всех
остальных,
то им не откажут
в отдельном
таинстве. В
будние дни
(понедельник,
среда,
пятница)
вероятность
того, что
придут
несколько
пар,
значительно
меньше, чем
по
воскресеньям.
Дополнительно:
Венчание
не
совершается:
- в
течение
всех
четырех
многодневных
постов;
- во
время Сырной
седмицы
(Масленицы);
- на
Светлой
(Пасхальной)
седмице;
-
накануне
двунадесятых
праздников;
- по
вторникам,
четвергам и
субботам в
течение
всего года;
- 10, 11, 26 и 27
сентября (в
связи со
строгим
постом ради
Усекновения
главы Иоанна
Крестителя
и Воздвижения
Креста
Господня);
-
накануне
престольных
храмовых
дней (в каждом
храме – свои);
При
чрезвычайных
обстоятельствах
исключение
из этих
правил
может быть
сделано по благословению
правящего
архиерея.
Наряд
невесты в
церкви:
Требования,
предъявляемые
православной
церковью:
-
минимальный,
практически
не заметный
макияж и
неброский
маникюр,
несильные
духи;
-
обязателен
головной
убор – фата,
косынка;
-
нельзя
надевать
брюки;
- руки,
плечи, спина,
грудь –
должны быть
закрыты
(позаботиться
о накидке);
И
осторожнее
с длинной и
пышной
фатой – ее можно
испортить
горящими
свечами.
В
оглавление
Крещение
Крещение
- начало
христианской
жизни человека.
Со дня
крещения о
человеке
можно молиться
в храме (о
некрещеных
молиться
разрешается
только дома),
он
становится
членом
Православной
Церкви и
получает
право
приступать
к другим
таинствам
церкви -
Миропомазанию,
Причащению,
Покаянию,
Елеосвящению,
Браку. В
крещении
младенец
очищается
от греха прародителей
человеческого
рода, а
взрослый человек
очищается и
от всех
грехов,
совершенных
им в жизни до
дня
крещения.
Святитель Филарет,
митрополит
Московский,
говорил, что
в Крещении
человек
таинственно
рождается в
жизнь
духовную. В
момент
крещения и
на всю жизнь
дается
человеку
его Ангел
Хранитель,
который
отныне
будет
сопровождать
его на всех
его земных
путях.
По
правилу,
унаследованному
Церковью с
ветхозаветных
времен,
женщина
после родов
на
протяжении
сорока дней
не может
входить в
церковь. По
истечении
сорокадневного
периода,
после
прочтения над
ней
священником
молитвы,
именуемой
молитвой
сорокового
дня (по народному
«сороковая
молитва»),
она уже
снова может
посещать
храм без
ограничений
и принести ребенка
для
совершения
крещения.
Если младенец
не достиг
сорокадневного
возраста,
его можно
окрестить,
но без
присутствия
в храме
матери.
Оговорюсь:
сегодня в
большинстве
храмов это
правило не
соблюдается.
Если вы
придете крестить
вашего
малыша,
скорее
всего, батюшка
и не спросит
о его
возрасте и о
том, читалась
ли над
матерью
сороковая
молитва.
Соблюдать
или нет
данное
церковное
правило - зависит
только от
вашей воли и
решимости
твердо
соблюдать
все
церковные
правила.
Если
ребенок
родился
слабым, ему
трудно в первые
дни своей
жизни, то чем
быстрее вы
его окрестите,
тем лучше.
Бывает и так,
что
возможности
окрестить
малыша
действительно
нет (например,
он лежит в
больнице), а
вы
опасаетесь
за его жизнь.
В этом
случае
ребенок
может быть
крещен любым
православным
христианином.
Делается это
так: над
приготовленной
водой
прочитываются
начальные молитвы
(их вы
найдете в
любом
«Молитвослове»)
и «Символ
веры», а
затем
ребенок
трижды
погружается
в воду (или же
водой
кропится)
при словах: «Крещается
раб Божий (и
нарекается
имя), во имя
Отца, аминь
(первый раз
погружаем
ребенка в
воду), и Сына,
аминь
(следует
второе погружение)
и Святаго
Духа, аминь
(следует
третье
погружение)».
Такое
крещение
младенца
действительно,
просто
впоследствии
нужно будет
принести его
в храм, чтобы
священник
восполнил
его молитвами
и
совершением
таинства
Миропомазания.
Наречение
В
прежние
времена
наречение
имени
совершалось
на восьмой
день после
рождения
ребенка по
образу
Господа - на
восьмой
день он был
обрезан и
наречен
именем
Иисус. Сейчас
наречение
имени
происходит
непосредственно
перед
таинством
Крещения,
хотя и не
входит
непосредственно
в само последование
таинства.
Перед
началом
крещения
батюшка спрашивает
родителей,
какое имя
выбрано младенцу,
и этим
именем
называет
его в процессе
последования
Крещения, то
есть
нарекает
малыша этим
именем.
Имя
ребенку
нарекается
в честь
какого-либо
из святых
угодников Божиих.
Именно этот
Божий
угодник и
станет
Небесным
покровителем
человека на
всю жизнь, к
нему он
будет
обращаться
в радостях и
бедах, у него
просить
помощи в
невзгодах,
его святыми
молитвами станет
эту помощь
получать.
Раньше
младенца
нарекали
именем того
святого, чью
память
Церковь
чтит в день
его рождения.
Сегодня
правила не
столь
строги: в принципе,
вы можете
дать своему
малышу
любое имя,
которое вам
нравится. В
этом случае
следует
выяснить, в
честь кого
из святых,
носивших
такое имя, будет
совершаться
наречение.
Дело в том, что
святых с
одинаковыми
именами в
историй
Православия
обычно
несколько.
Прочитайте
их Жития, и вы
почувствуете,
что чья-то
судьба,
чья-то жизнь
вам
особенно
близка, тронула
душу. Этот
святой и
будет
покровителем
вашего
ребенка, а
определенный
по календарю
день его
памяти
станет
именинами,
или Днем
ангела
малыша.
Это же
правило
применяется,
если вы
крещены в
детстве,
однако не
знаете, в
честь какого
святого
совершалось
крещение. У
каждого
человека
должна быть
в доме икона
его святого,
он должен
знать его Житие
и ежедневно
включать в
свое
молитвенное
правило
такую
молитву: «Святый Угодниче
Божий (имя),
моли Бога о мне». В
день своего
ангела
следует
отслужить в
храме
молебен.
Многие
гражданские
имена имеют
церковные
аналоги,
указанные в
Святцах:
Светлана - Фотия,
Юрий -
Георгий и т.д.
Если же
аналога
гражданского
имени в
святцах нет,
выбирается
наиболее
близкое по
звучанию
имя. Выбор
может быть
предоставлен
самому крещаемому,
если он
взрослый
человек, или
же его родителям
или
крестным,
если он еще
ребенок. Вы можете
попросить
об этом и
батюшку, благославляющего
крещаемого
и читающего
над ним
особую
молитву.
Церковное
имя должен
иметь
каждый
православный
человек, так
как, приступая
к таинствам,
он должен
назвать
священнику
именно его, а
не свое
гражданское
имя.
Крестные
По-церковному
крестные
отец и мать
именуются
восприемниками,
то есть
воспринявшие
человека от купели
крещения на
свои руки (в
прямом ли, в переносном
ли смысле
слова) и в
свою душу.
Вдумавшись
в смысл
этого слова,
нетрудно понять
меру
ответственности
крестных за
своего
крестника.
Восприняв
его от
купели, вы на
всю жизнь
связываете
свою и его
души, свою и
его жизни.
Отныне на
вас лежит
ответственность
за все его
дела,
поступки и
даже помыслы.
Вы обязаны
научить его
добру и не допустить
к нему зло.
Каким он
вырастет,
как сложится
его
духовная
жизнь, ответ
держать именно
вам, его
крестным.
Крещение
младенцев,
которые еще
неразумны,
совершается
по вере
крестных, поэтому
само собой
разумеется,
что
восприемники
должны быть
людьми
искренне
верующими.
Если вы
человек в
вере еще
сомневающийся,
наверное, не
стоит брать
на себя эту
Обязанность.
В
дальнейшем
именно на
крестных
лежит
обязанность
вовремя
причащать
малыша, а
когда он
подрастет,
воспитывать
его духовно
так, чтобы он
стал достойным
членом
Церкви.
Именно
крестные должны
заниматься
с ребенком
изучением с
раннего
возраста
основ
Закона Божия,
читать ему Евангелие
и Жития
святых,
научить его
правильно и
своевременно
молиться,
соблюдать посты,
приобщить к
другим
необходимым
правилам
церковной
жизни.
Крестные
приготавливают
ребенка к
первой
исповеди и
затем следят,
чтобы он
исповедовался
правильно и
регулярно. И
в течение
всей жизни
восприемники
должны
следить за
тем, как
духовно
живет и
развивается
их крестник.
Обычно на
крещение
приглашают
двух восприемников-крестного
отца и
крестную
мать.
Возможно
присутствие
и одного
крестного,
но тогда
лучше, если он
будет того
же пола, что и крещаемый,
- мальчику
нужнее
крестный
отец,
девочке - крестная
мать.
Разумеется,
допускаются
и исключения.
Церковь не
возбраняет
мальчику иметь
крестную
мать, а
девочке -
отца, если это
послужит им
на благо.
Важно
знать, что
при совершении
таинства
Крещения
между
крестными
возникают
отношения
духовного
родства, поэтому
они не могут
быть
супругами.
Не могут
быть
крестными и
сами
родители
ребенка.
В
течение
всей жизни
восприемники
должны ежедневно
молиться о
своих
крестных
детях, а подросшие
дети - о своих
крестных
родителях.
При
крещении
взрослых
крестных
родителей
может не
быть: в этом
случае
крестным
считается
сам
священник,
совершающий
таинство. Но
посудите
сами: часто
батюшка за
неделю
крестит
несколько
десятков
человек,
может ли он в
полной мере
быть вам
потом
заботливым
крестным
отцом, даже
если при
каждом
крещении
будет
приобретать
всего по
одному
крестнику?
Поэтому
хорошо бы и
взрослым
выбрать себе
крестную
мать или
крестного
отца, которые
помогут ему
потом расти
и
развиваться
в Православии.
Крестных
взрослый
человек выбирает
сам и
сам
обращается
к ним с
просьбой
быть его восприемниками.
Как
выбирать? По
велению души,
помня о том,
что отныне
этот
человек на всю
жизнь будет
неразрывно
связан с
вами, что вы
всегда
должны
будете любить,
почитать и
слушаться
его во всем,
что касается
вашего
духовного
воспитания.
Если же
выбранный
вами
человек
откажется
быть вашим
крестным, не
обижайтесь:
скорее всего,
он
по-настоящему
серьезно
относится к
своим
будущим
обязанностям
и по той или
иной причине
не имеет
возможности
взять на
себя такую
ответственность.
Это вовсе не
значит, что
он
относится к
вам без
любви,
просто восприемничество
- это не
только
честь, но и
огромный
долг, трудная
работа,
которая
требует
огромных
сил и
времени.
Если
вас пригласили
быть
крестным,
постарайтесь
честно ответить
себе на
вопросы:
достаточно
ли я крепок в
вере, чтобы
быть чьим-то
крестным? Готов
ли я принять
на себя
заботы
крестного родителя?
Смогу ли я
своей
жизнью в
Православии
быть
примером и
авторитетом?
Подготовка
крестного к
обряду
Если
вы ответили
утвердительно,
можно готовиться
к таинству
Крещения.
Попросите
благословения
своего
духовника
или, если его
у вас нет, то
попросите
благословения
любого
священника.
Крестные
должны хотя
бы
несколько
дней перед
таинством
говеть.
Накануне
крещения им
следует отстоять
всенощную
или вечерню,
затем исповедаться
и
воспринять
таинство
Причащения.
Только
после этого
они могут
встать со своим
будущим
крестником
на руках (или
рядом с ним) у
Святой
купели.
Вслед
за
священником
вместо
своего
крестника,
если он мал и
еще не умеет
говорить,
читают
«Символ
веры», поэтому
эту молитву
непременно
надо знать
наизусть.
Об
обряде
крещения
Безусловно,
батюшка в последовании
таинства
будет
объяснять
вам, что
происходит.
К сожалению,
большинство
людей
сегодня
приступают
к крещению, совершенно
не зная, что и
зачем
делает священник
и что и зачем
должны
делать те,
кто в этом
таинстве
участвует.
Батюшка-то
объяснит, но
лучше, если
вы и сами
будете
знать и понимать
суть предстоящего.
В каждом
храме есть
брошюры,
посвященные
каждому из
семи
таинств, в
которых
подробно
рассказано
об их
проведении.
Не
поленитесь
прочесть о таинстве
Крещения
заранее,
тогда и само
таинство
приобретет
для вас
более
полное и глубокое
значение с
первых же
его минут.
Пострижение
волос новокрещаемого
символизирует
собой
покорность
Богу и одновременно
знаменует
ту
небольшую
жертву,
которую
крестящийся
приносит
Господу в благодарение
за начало
новой,
духовной жизни.
Для
пострижения
волос
заранее
готовится небольшой
кусочек
воска,
который
разминается
в лепешку.
Священник,
крестообразно
постригая
волосы новокрещенного
(то есть
выстригая
по
крохотной
прядке с
каждой стороны
головы),
произносит:
«Постригается
раб Божий
(или раба Божия)
(Имя) во имя
Отца, и Сына, и
Святаго
Духа, аминь».
Волосы
батюшка
складывает
на восковую лепешку
и, закрыв эту
лепешку,
опускает ее
в купель.
Раньше
воцерковление
совершалось
на
сороковой
день после
рождения
младенца,
когда его
приносили в
храм. Сегодня
воцерковление
совершается
сразу после
крещения: священник
берет
младенца на
руки,
подносит его
к Царским
вратам. Если
это мальчик,
батюшка
вносит его в
алтарь, если
девочка -
помогает ей
приложиться
к иконе Божией
матери. Воцерковление
символизирует
собой
посвящение
младенца
Богу по
ветхозаветному
образу.
Взрослые
люди,
сопровождаемые
священником,
проделывают
этот путь
сами.
Младенцев
батюшка
причащает
сразу же после
таинства
Крещения.
Взрослые
должны причаститься
в течение
трех
ближайших
дней, причем
поскольку
таинство
Крещения
очищает человека
от всех ранее
совершенных
грехов, то
взрослый в
эти дни
может
приступить
к причастию
без исповеди.
В
каждом
храме
таинство
Крещения
совершается
согласно
своему
расписанию,
но всегда - в
первой
половине
дня, до
начала
вечерни. Выбрав
храм, в
котором вы
хотите
окрестить
ребенка или
же
креститься
сами, придите
и выясните, к
какому
времени вам
следует прийти.
В день
совершения
таинства
приходите в
храм
заранее,
минут за 20-30 до
его начала. Родителям
или
крестным
следует
подойти к тому
месту, где
продаются
свечи, и обратиться
с просьбой о
совершении
таинства Крещения
к
служителям
храма. Имя крещающегося
и имена
крестных
будут
занесены в
особый журнал,
там же вам
выдадут
Свидетельство
о крещении,
которое
после
совершения
таинства
заполнит
священник, и
свечи,
которые вы будете
зажигать в последовании
таинства.
О
нательном
крестике
Крестик
для новокрещающегося
вы должны
купить сами.
Если
нательный
крестик вы
приобрели
не в храме, а в
каком-либо ювелирном
магазине, в
розничной
торговле, то
его непременно
следует
освятить.
Для этого обратитесь
заранее к
любому
священнику
с просьбой
об
освящении
крестика.
Эта процедура
- занимает
небольшое
время и
может быть проведена
непосредственно
в день
крещения.
Нательные
кресты
можно
передавать
для освящения
как с
цепочкой,
так и без нее,
это не имеет
значения.
Не
подлежат
освящению
крестики,
сделанные
по
католическому
образцу
(внешне это
выражается
в том, что
ноги
Спасителя
на Распятии
сложены
крестообразно
и прибиты
одним гвоздем,
а не двумя, по
православной
традиции).
Наши
предки
никогда не
расставались
с нательным
крестом - у
них имелись
даже
специальные
банные
нательные
крестики,
которые были
сделаны из
дерева. В
парилке
металл, нагретый
паром, мог
обжечь тело,
поэтому
металлические
крестики
перед
парилкой
снимали, но
мысль остаться
даже на
такое
короткое
время совсем
без креста
просто не
приходила
нашим
бабушкам и
дедушкам в
голову.
Наверное, и
нам хорошо
будет
последовать
их примеру и,
относясь к
своему
нательному
крестику
благоговейно,
постараться
устроить
так, чтобы он
был с нами и
нашими
детьми в
каждый день
жизни.
Исключение
может
составить
тот случай,
когда малыш
хватается
за свой
крестик и
есть риск,
что он
случайно
затянет на
своей шее бечевку
от креста
или
расцарапает
им лицо. Однако
и тогда
снятый с
ребенка
крестик не
нужно
убирать
далеко:
повесьте
его
рядышком с
ним, например
на спинку
кроватки.
В
оглавление
Как
правильно
праздновать
православную
Пасху (по
материалу
сайта книги
от ТРИФОНА)
Святые
апостолы
заповедали
праздновать
Пасху всем
верующим:
Великую
неделю
Святой
Пасхи да не
работают, но
да
празднуют;
она есть
неделя
Воскресения
Господня: и
надобно во
время ее
познавать
Пострадавшего
и Воскресшего
(7-е правило
святых
апостолов).
В
этот день,
как пишется
в синаксаре,
мы празднуем
самое живоносное
Воскресение
Господа
Бога и Спаса
нашего Иисуса
Христа
выражая
радость,
которою по
милосердию Божию
обогатилось
наше
естество;
так же
празднуем и
вражды
разрушение.
В
эти дни
Церковь
внушает нам
освобождаться
от
ежедневных
забот для
радостного
общения с
Богом, со
святыми,
между собой
и для освящения
себя,
отпуская
верующих в
эти великие
дни из дома,
Церковь
разрешает
пост.
Что
означают
пасхальное
приветствие
и лобзание
Приветствие
и лобзание
начинается
в конце
Пасхального
утреннего
богослужения
между
священнослужителями.
Подобно
тому, как
женам-мироносицам
было
сказано
Ангелом: пойдите
скорее,
скажите
ученикам
Его, что Он
воскрес из
мертвых (Мф.
28,7),
священнослужители
выходят из
алтаря с Крестом,
Евангелием
и иконами,
становятся
пред
Царскими
вратами,
лицом к
предстоящим,
и тогда
находящиеся
в храме идут
к собору
священнослужителей
и, целуя Крест,
Евангелие,
иконы,
приветствуют
с Воскресением
Христовым и
лобзают священнослужащих.
После этого
пасхальное
приветствие
становится
всеобщим,
присутствующие
в храме приветствуют
и лобзают
друг друга, и
это приветствие
и лобзание
они несут в
свои дома.
Приветствуя
друг друга в
дни Пасхи
словами
"Христос воскресе!",
мы
уподобляемся
ученикам и
ученицам
Господа,
которые
после
Воскресения
Спасителя,
беседуя о Воскресшем,
говорили: Господь
истинно
воскрес (Лк. 24,
34).
Целование,
которое
сопровождает
это приветствие,
означает,
как пишется
в синаксаре, "соединение
с Богом и
Ангелами".
"Христос
воскресе!"
- "Воистину воскресе!"
- так
приветствуют
христиане
друг друга от
Пасхи до
Вознесения.
Зачем
мы дарим на
Пасху крашеные
яйца
Этот
пасхальный
обычай
происходит
от святой
равноапостольной
Марии
Магдалины.
После
Вознесения
Господа она
с
евангельской
проповедью
пришла в Рим,
предстала
пред императором
Тиверием
и, поднеся
ему красное
яйцо (в
древности
приношение
яйца было знаком
почтения и
уважения),
сказала:
"Христос воскресе!"
и таким
образом
начала свою
проповедь.
Окрасив
яйцо в
красный
цвет, святая
равноапостольная
Мария
Магдалина
открыла
великую
тайну
благочестия,
что не
тленным
серебром
или золотом
искуплены
вы от суетной
жизни,
преданной
вам от отцов,
но драгоценною
Кровию
Христа, как
непорочного
и чистого
Агнца (1 Пет. 1, 18-19).
Одаривая
друг друга
крашеными
яйцами мы, по
примеру
равноапостольной
Марии Магдалины,
исповедуем
животворящую
смерть и Воскресение
Господа - два
события,
которые
соединяет в
себе Пасха.
Как из яйца,
из-под
мертвой его
скорлупы, рождается
жизнь,
которая
прежде была совершенно
сокрыта ею,
так из гроба,
жилища
смерти и
тления, восстал
Жизнодавец,
и некогда
восстанут в
вечную
жизнь и все умершие.
Пасхальное
яйцо
напоминает
нам об одном
из главных
догматов
нашей
Божественной
веры и
служит
видимым
знаком блаженного
воскресения
мертвых.
Почему
Церковь
освящает
куличи и
пасхи
Пасха
христианская
есть Сам
Христос
Своим Телом
и Кровию;
Пасха
Христос
избавитель,
как поет
Церковь и
говорит
апостол
Павел (см.: 1
Коринф. 5, 7).
Поэтому
особенно
прилично причащаться
Тела и Крови
Христовых в
Светлый
день Пасхи.
Но так как православные
христиане
обыкновенно
принимают
Святые
Тайны в
продолжение
Великого
поста и в Светлый
день
Воскресения
Христова
причащаются
немногие, то,
по
совершении
Литургии, в
этот день
благословляются
и
освящаются в
храме
особенные
приношения
верующих, обыкновенно
называемые
куличами и
пасхами, чтобы
их вкушение
напоминало
о причащении
истинной
Пасхи
Христовой и
соединяло
всех верных во
Иисусе
Христе (во
многих
храмах
освящение куличей
и пасх
начинается
в субботу,
после окончания
Литургии).
Окончив
подвиги
поста,
прекращая говение,
православные
христиане
семейно вкушают
благословенную
пасху и употребляют
ее во всю
Светлую
седмицу.
Видимо, на
это
семейно-радостное
вкушение пасох указует
святитель
Иоанн
Златоуст
в своем
слове на
Пасху, в
котором он
призывает всех
к
радостнейшему
ее
торжеству: "богатии
и убозии,
ликуйте
друг с
другом:
трапеза
исполнена,
все насладитеся
пира веры,
все
воспримите
богатство
благости.
Телец
уготован, да
никто не изыдет
алчущим".
О
посещении
кладбища в
день Пасхи
Церковный
Устав не
знает чина
Пасхальной панихиды,
но не
запрещает в
этот день
навестить
родную
могилку.
Наши
усопшие,
оставаясь
такими же
членами
Церкви
Христовой,
как и живые,
слышат наше
обращение к
ним и
отвечают на
них, чаще
всего незаметно,
а иногда и
зримо - в 1463
году
чудотворцы Печерские,
нетленно
лежащие в
гробах, на пасхальное
приветствие
преподобного
Дионисия
отвечали:
"Воистину воскресе!"
В
день Пасхи
можно
посетить
кладбище,
чтобы
похристосоваться
с усопшими.
Христосование
должно быть
действительно
радостным
христосованием,
а не
заупокойным
молением,
всегда
настраивающим
нас на
грустный лад.
Церковные
люди скажут
на дорогой
могилке:
"Христос воскресе!",
положат на
могилку
красное
яичко,
может быть, и
поплачут, но
совершать
заупокойную
службу не
дерзнут. Нам
трудно удержаться
от грусти
при
посещении
кладбища на
Пасху, но не
надо еще
более
увеличивать
эту
естественную,
неосудительную
и на Пасхе,
грусть
грустными
заупокойными
песнопениями,
которые по
Церковным
Уставам на
эту седмицу
совсем
устраняются
из обихода,
даже и из
келейного,
домашнего
правила.
Служение
же панихиды
откладывается
до Радоницы,
до вторника
второй
недели
после Пасхи,
когда совершается
пасхальное
поминовение
усопших.
Как
учат
праздновать
пасхальные
дни отцы Церкви
и великие
старцы
Ни
бедность, ни
богатство
пасхального
стола не
влияют на
радость
праздника,
который - не в
роскоши
яств и сластей.
В этот день,
как пишет
святитель
Иоанн
Златоуст,
Спаситель
"одинаково
почтил богатых
и бедных,
рабов и
свободных, и
всем сообщил
общий дар".
Пасхальным
празднествам
подобают
"не деньги и
издержки, а
одно доброе
расположение
и чистый ум".
Более того,
отцы Церкви
призывают в
пасхальные
дни "не
предаваться
пьянству и объядению".
Между
тем, часто
подготовка
в семье к
Пасхе и
празднование
состоит
именно в
большой уборке,
выпечке
куличей,
приготовлении
пасх,
окрашивании яиц,
приготовлении
множества
блюд.
"Пред
наступлением
великих
праздников
надо быть
особенно
внимательным
к себе, - предупреждает
святой
праведный
Иоанн Кронштадтский.
- Враг
заранее
старается
охладить
сердце к
предмету
празднуемого
события,
чтобы христианин
не мог
сердечно
почитать
его сердечным
размышлением
о сущности
его".
Конечно,
надо печь
куличи, надо
красить яйца,
надо
убирать к
празднику
квартиру
("обряды
нужно
исполнять,
ибо они
воспитывают
душу в
благочестии
- писал
великий валаамский
старец
Иоанн), - но
надо
помнить и
слова архиепископа
Киприана
(Зернова),
который в
одной из
проповедей
перед
началом
Страстной
седмицы
говорил, что
лучше
разговеться
буханкой
черного хлеба,
чем
пропустить
какую-либо
из служб
Страстной и
Светлой седмиц.
Великие
отцы Церкви
и великие
старцы указывают,
что главное
в
праздновании
пасхальных
дней - богослужение,
которое
совершается
в эти дни в
храмах с
особой
торжественностью,
при распахнутых
Царских
вратах. По
словам святителя Иоанна
Златоуста,
радость
пасхальных
дней - это
"слушание
божественных
изречений,
молитвы
отцов,
благословения
священников,
приобщение
божественных
и
неизреченных
таинств, мир
и
единомыслие,
дары
духовные и
достойные
щедрости
Дарующего".
Великий
Псково-Печерский
старец
Савва, зная о
нашей тяге к
мирскому, земному,
плотскому
празднованию
этих святых
дней,
говорил:
"Прошло
время плача
и сетования.
Настало время
радости и
веселья.
Ничто нам не
препятствует
ныне
веселиться
и
радоваться!..
Иисус
Христос
любит, чтоб у
Него все
люди радовались;
любит, чтоб
все
у Него
просили
себе
радости...
Господи! Отчего
я ныне не
могу
радоваться?
Вот отчего скорблю:
болен я,
беден я,
грешник я, и
сам не знаю
отчего.
Попросите,
скажите
только Ему: "Господи,
ничто меня
не веселит
ныне, обрадуй
сердце мое
чем-нибудь
для Твоего
Праздника!"
И Он
обрадует тебя
и Он скажет
тебе: "Вниди
в радость
Господа
твоего!"
...Каждый
просите
ныне себе
радости... Он
всех ныне
поит вином веселья!
Он всех
угощает
ныне пивом
новым! Те
радости -
пустые
радости,
нехорошие
радости,
которые не
из рук
Спасителя
берутся. То
вино - не
доброе вино,
которое не с
Его стола
получается,
оно дает
временное
веселье,
после
которого
сердце
объемлет
скорбь.
Итак,
радуйтесь!..
Никаких
смущений
допускать
не следует! Наоборот,
только лишь
просить и
быть уверенным.
А если будет
сомнение,
говори:
"Верую, Господи,
помоги
моему
неверию".
Будем же просить
духовной
радости у
Сладчайшего
Господа
Иисуса
Христа и
обязательно
ее получим!"
Что надо
знать об
артосе -
освященном
хлебе
Слово
"артос"
означает в
переводе с
греческого
"квасной
хлеб", хлеб,
общий всем
членам
Церкви,
освященный
хлеб, иначе -
всецелая
просфора. Уже
первые
ученики
Спасителя,
готовя обыкновенную
трапезу,
первое
место за
столом оставляли
невидимо
присутствующему
Господу и
полагали на
это место
хлеб. С артосом
соединяется
и древнее
церковное предание,
что
апостолы
оставляли
за столом
часть хлеба -
долю
Пречистой
Матери
Господа в
напоминание
постоянного
общения с Ней
- и после
трапезы
благоговейно
делили эту часть
между собой.
В
монастырях
этот обычай
носит
название
Чин о
Панагии, то
есть
воспоминание
о Всесвятейшей
Матери
Господа. В
приходских
церквах
этот хлеб
Богоматери
вспоминается
раз в год в связи
с
раздроблением
артоса.
Освящается
артос в
первый день
Святой
Пасхи на
Литургии
после заамвонной
молитвы
особой
молитвой,
окроплением
святой
водой и
каждением.
Артос сохраняют
в храме на
аналое пред
иконостасом
всю Светлую
седмицу. Во
все дни
Светлой
седмицы по
окончании
Литургии с
артосом
торжественно
совершается
крестный
ход вокруг
храма.
В
субботу
Светлой
седмицы на
Литургии
артос
раздробляют
и раздают
верующим
как святыню.
Частицы
артоса
благоговейно
хранятся верующими
как
духовное врачевство
от болезней
и немощей.
Артос
принимается
только
натощак, со
словами: "Христос
воскресе!"
Как
питались в
пасхальные
дни
Пасха,
Светлая
седмица -
главные
праздники года,
и к этим дням
готовились
заранее,
стараясь,
чтобы пища в
эти дни была
особой, праздничной.
Разговлялись
всегда
пасхой,
крашеными
яйцами,
куличами.
В
дни пасхальных
праздников
"стол
накрывался
еще более
парадно, чем
на
Рождество,
те же блюда с индейкой,
ветчиной,
телятиной,
но посреди стола
возвышалась
пасха, на ней
были сделаны
из цукатов
буквы Х.В.; по
обе стороны
два кулича -
один
шафрановый,
другой
белый, обе
верхушки,
облитые
сахаром,
были
украшены красными
бумажными
розами. И гора
красных
яиц..." (из
воспоминаний
Е. А. Андреевой-Бальмонт).
"Вот
Воскресенский
стол
зажиточного
хозяина, у
которого
хозяйка
придерживается
родной
старины: две,
три, даже
четыре огромных
сладких
пасхи, из
превосходной
крупитчатой
муки, на
масле, яйцах
и сахаре; одна
или две
кислые
пасхи;
сырная
пасха,
ягненок из
масла; пара
поросят -
один без
фарша, другой
-
фаршированный
кашей и
печенкою, у
них в зубах
хрен; два
ягненка -
один без фарша,
другой -
фаршированный
миндалем,
изюмом и
рисом;
окорок
ветчины и
окорок
буженины
под сеткой
из бумаги; кендюх;
голова
борова в
натуре с
глазами из
маслин,
воткнутых в
сливочное
масло; лук
зеленый, кресс-салат
зеленый;
тарелка
пшена, на нем
соль четверговая;
превосходное
сало в
кусках; несколько
сортов
сосисок и
колбас,
как-то: кровяные,
простые
малороссийские,
печеночные
и прочее; масло, сыр,
сметана, лук
в кореньях;
все это обложено
крашеными в
синюю,
желтую,
мраморную,
наиболее в
красную
краску яйцами;
эти яйца
гусиные и
куриные.
Прибавьте к
этому
несколько
сортов
водок и
наливок; тут
есть и перчиковка,
и калгановка,
и
кардамонная,
и кусака,
и сливянка, и
малиновка, и
рябиновка, и терновка"
(Н. А.
Маркович).
В
Домострое,
древнейшем
памятнике о
быте и жизни
Руси,
пишется, что
подают в
пасхальные
дни:
"лебедей,
потроха
лебяжьи,
журавлей,
цапель, уток,
тетеревов,
рябчиков,
почки заячьи
на вертеле,
кур соленых
(и желудок, шейку
да печень
куриные),
баранину
соленую да баранину
печеную,
куриный
бульон, крутую
кашу,
солонину,
полотки,
язык, лосину
и зайчатину
в латках,
зайчатину
соленую, заячьи
пупки, кур
жареных (кишочки,
желудок да
печень
куриные),
жаворонков, потрошков,
бараний сандрик,
свинину,
ветчину,
карасей,
сморчки, кундумы,
двойные щи. А
к ужину подают
студень,
рябчиков,
зайчатину
печеную да
уток,
рябчиков
жареных да
тетеревов,
баранину в
полотках,
зайчатину
заливную,
кур жареных,
свинину да
ветчину. А
еще в
Пасхальный
мясоед к
столу еду
подают
рыбную:
сельдь на
пару, щуку на
пару, леща на
пару, лососину
сушеную,
белорыбицу
сушеную,
осетрину сушеную,
спинки
стерляжьи,
белужину
сушеную,
спинки
белужьи,
спинки
белорыбицы
на пару,
лещей на
пару, уху с
шафраном,
уху из
окуней, из
плотиц, из
лещей, из
карасей. Из
заливных
подают:
белорыбицу
свежую,
стерлядь
свежую,
осетрину
свежую,
щучьи
головы с чесноком,
гольцов,
осетрину шехонскую,
осетрину
косячную" .
Конечно,
почти все
эти блюда
сейчас нам
недоступны,
и не только
потому, что
нет продуктов,
но даже из-за
цены. Но, как
писал Н. А. Маркевич,
"нет хозяина,
который бы
не имел к
этому дню
поросенка, колбасу,
пасху и
несколько
красных
яиц".
В каких нуждах
каким
иконам
надлежит
поклоняться
При
болезни
глаз:
Божьей
матери
«Казанская»;
Святителя
Никиты
Новгородского;
Святителя
Алексия
Московского;
Святителя
Гурия
Казанского.
При
грудной
болезни:
Святителя
Дмитрия
Ростовского.
При
болезни
внутренних
органов:
Великомученика
Артемия;
Преподобного
Серафима Саровского.
При
параличе:
Преподобного.Александра
Свирского;
Мученицы
Евдокии;
Ангела-хранителя.
При
лечении
алкоголизма:
Божьей
матери «Неупиваемая
чаша»;
Мученика
Вонифатия.
О
желании
иметь детей:
Преподобного
Параскевы
Свирского.
При
болезненных
состояниях
и вообще при
болезнях:
Божьей
матери «Скоропослушница»;
Святителя
Николая
Чудотворца;
Целителя
Пантелеймона.
|
|